• Место нахождения

    г. Петрозаводск

    ул. Балтийская, д. 4

    (8142) 53 00 11
Контакты

Место нахождения

г. Петрозаводск

ул. Балтийская, д. 4

(8142) 53 00 11


Связаться с разработчиком сайта
Поиск

Образовательная программа

Образовательная программа социально-педагогической направленности

 

Пояснительная записка

В качестве нормативных правовых оснований проектирования образовательной программы учреждения выступают федеральные и региональные документы в сфере образования. Образовательная программа центра психолого-медико-социального сопровождения  разработана в соответствии с программой модернизации муниципальной системы образования петрозаводского городского округа на основании следующих документов:

Закона РФ «Об образовании», 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

Федеральных государственных  образовательных стандартов

Типового положения «Об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого- педагогической и медико-социальной помощи»

Устава МОУ Центр ПМСС

Концептуальные дидактические положения

Основная идея концепции образовательной программы Центра заключается в том, что у каждого ребенка свой темп развития и обучения, но при этом каждый ребенок имеет право на обучение с учетом индивидуальных возможностей и способностей.

Программа является кратким изложением многокомпонентного содержания образования.

Программа - приоритетный документ, который является основой сотрудничества и консолидации всех задействованных в ней лиц, т.е. основой совместной развивающей деятельности взрослых и детей.

Основные принципы программы

Принцип участия – привлечение всех участников педагогического процесса, медицинского персонала, социума к непосредственному и сознательному участию в целенаправленной деятельности Центра по созданию модели учреждения для детей и подростков, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, испытывающих проблемы в обучении, развитии, социализации, планированию оптимальной нагрузки обучающихся, созданию максимально благоприятных условий обучения.

Принцип гуманизма предполагает поиск позитивного созидающего начала – ресурсов для преодоления возникших трудностей и проблем, сохранения при этом веры в положительные качества и силы человека. 

Принцип системного подхода – организация социальной, педагогической и  коррекционно-развивающей работы с детьми и подростками, имеющими трудности и индивидуальные особенности в развитии, должна опираться на компенсаторные силы и возможности ребенка.

Психологические проблемы ребенка, как правило, невозможно решить без оценки и укрепления его соматического здоровья, преодоления социально-педагогической запущенности, коррекции речевых нарушений и т.д. В связи с этим важно понимать, что программы обучения являются более действенными в том случае, когда они носят комплексный характер, осуществляются группой специалистов и направлены на улучшение соматического, психо-эмоционального состояния, формирование необходимых психологических функций и качеств.

Комплексный характер социально-педагогической и  коррекционно-развивающей работы с детьми и подростками, основанный на системном подходе, определяет также требования к подбору специалистов для проведения данной работы: психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, логопедов, дефектологов.

Принцип реалистичности подразумевает учет реальных возможностей ребенка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы.

Принцип деятельностного подхода предполагает, прежде всего опору коррекционной работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту.

Принцип индивидуально-дифференцированного подхода предполагает изменение содержания, форм и способов работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы, позиции и возможностей специалистов. Даже при использовании групповых форм работа развивающие воздействия должны быть направлены на личность ребенка, учитывать его состояние на данный момент.

Принцип гарантий – реализация конституционных прав детей на получение образования, выполнение государственных гарантий, направленных на укрепление психофизического здоровья учащихся.

 

Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность программы

Практика работы МОУ Центр ПМСС показывает необходимость оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи всем категориям детей. А именно, детям с условным нормативным развитием, детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам, одаренным детям. Программа составлена таким образом, чтобы предоставить возможность получить услугу всем категориям детей и на всех возрастных ступенях, учитывая особенности возраста, социальную ситуацию развития ребенка, его образовательные потребности.

Возрастная и содержательная составляющая всех учебных дисциплин позволяет охватить  системой сопровождения детей и подростков в соответствии с возрастными особенностями и потребностями на разных этапах онтогенеза, в соответствии с запросами и современными проблемами общества.

Цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы социально-педагогической направленности:

Создание условий для развития  актуальных и потенциальных возможностей ребенка, своевременная коррекция отклонений в психоречевом и моторном развитии детей всех возрастных ступеней.

Основные задачи:

·        комплексная психолого-педагогическая и медико-социальная помощь детям, испытывающим трудности в обучении и социальной адаптации;

·        индивидуально-ориентированная психолого-педагогическая и  коррекционно-развивающая работа с детьми;

·        внедрение в деятельность образовательных учреждений психолого-педагогических технологий по обучению, развитию школьников с трудностями школьной адаптации;

·        консультирование родителей (законных представителей) и педагогов по вопросам развития ребенка;

·        психолого-педагогический мониторинг развития обследуемого контингента детей.

Содержание программы:

Дополнительная общеобразовательная программа  социально-педагогической направленности  построена по модульному принципу и включает в себя учебные  дисциплины, реализуемые посредством обучения по адаптированным (модифицированным)  программам. Каждая дисциплина рассчитана на определенный  уровень общего образования и реализуется с учетом возрастных  новообразований ребенка определённого возраста и его образовательных потребностей.

Учебная дисциплина

 

Уровень общего образования

Возраст применения

1. ПМП диагностика развития детей (экспертная диагностика)

 Дошкольное, начальное  и основное общее образование

0-18 лет

2. Программа антистрессовой подготовки с применением технологии биологической обратной связи (БОС)

Дошкольное, начальное  и основное общее образование

6-18 лет

3. К ЕГЭ готов? К ЕГЭ готов!

  Среднее (полное) общее образование

15-18 лет

4. Арт-терапия как средство решения проблем эмоционально-волевой сферы

Дошкольное, начальное  и основное общее образование, среднее (полное) общее образование

3-18 лет

5. Развитие социального самосознания подростков

Основное общее образование и среднее (полное среднее (полное) общее образование

12-18 лет

6.Коррекционно-развивающая, психолого-педагогическая программа «Шагаем с мамой»

 

0-3 года

7. Формирование мотивов учения у младшего школьника на начальном этапе обучения

 Начальное общее образование

7-10 лет

8. Коррекционно-развивающая программа логопедической работы в МДОУ общеразвивающего вида

Дошкольное образование

3-7 лет

9. Коррекция психомоторики и сенсорного восприятия детей старшего дошкольного возраста

Дошкольное образование

4-7 лет

10. Один рисунок стоит тысячи слов. Арт-терапия в решении поведенческих проблем.

Дошкольное, начальное  и основное общее образование

4-18 лет

11.  Агрессивный ребенок. Коррекция поведения.

Дошкольное образование, Начальное общее образование

6-12 лет

12. Ступеньки к самосовершенствованию (программа коррекции эмоционально-волевой сферы для детей 9-14 лет)

начальное  и основное общее образование

9-14 лет

13.  Арт-терапия для детей и подростков посредством искусства

Начальное общее образование

7-12 лет

14. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников

Дошкольное образование

3-7 лет

15. Коррекционная программа для детей старшего дошкольного возраста с фонетическим и фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Дошкольное образование

5-7 лет

16. Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа «Скоро в школу мы пойдем».

Дошкольное образование

 6-7 лет

Подбор  программы  происходит для каждого ребенка (подростка) индивидуально в зависимости от особенностей развития ребенка, его образовательных потребностей. Специалист Центра, анализируя причины обращения, результаты диагностического обследования формулирует  образовательный и социальный запрос и определяет ту или иную учебную дисциплину для ребенка или подростка.

Каждая  учебная дисциплина дополнительной образовательной программы социально-педагогической направленности, является автономной и может реализовываться  как самостоятельно, так и  в сочетании с другими дисциплинами.

Возраст детей, участвующих в реализации программы

Центр психолого-медико-социального сопровождения создан для детей и подростков, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Учреждение обслуживает детей от 0 до 18 лет.

Сроки реализации программы

Образовательная программа составлена на один год.

Формы и режим занятий

Занятия по дополнительной общеобразовательной программе проходят в форме бесед, консультаций, тренингов, диагностических и коррекционно-развивающих занятий.

Режим занятий определяется индивидуально с учетом образовательных потребностей ребенка, его психологического развития, актуальных и потенциальных возможностей.

Дополнительная  программа предусматривает очную форму обучения.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Ожидаемые результаты дополнительной общеобразовательной программы зависят от индивидуальных целей работы с ребенком, однако в целом могут быть следующими:

·        повышение уровня социализации ребенка;

·        повышения уровня адаптации ребенка в группе / классе;

·        коррекция познавательной сферы ребенка;

·        улучшение взаимодействия в семье ребенка;

·        улучшение взаимодействия между учителями (воспитателями) и ребенком;

·        формирование коммуникативных навыков  подростка;

·        формирование психологической готовности подростка к сдаче ЕГЭ;

·        развитие родительской компетенции.

Способы определения результативности: итоговая диагностика, экспертные оценки.

Эффективность работы может быть определена по результатам мониторинговых исследований при достижении позитивной динамики развития личности в соответствии с возрастными нормами. Результатам диагностики в конце реализации программы, анкетирования родителей( законных представителей), педагогов и специалистов.

Раздел 6. Учебный план дополнительной образовательной программы программы.

 

Учебная дисциплина

(подпрограмма)

Подпрограмма утверждена

Ф.И.О. специалиста (ов), реализующих подпрограмму

Срок реализации

программы

Количество часов (один клиент)

 

Всего

 

В неделю

ПМП диагностика развития детей

На заседании Научно-методического совета

14.01.2008 год

Васильева О.И.

Богданова В.Б.

Ирванева Г.И.

Кузьменкова Л. А.

Королевская М.Ю.

Краскова Н.С.

Перияйнен А. А.

Ивашова Л. Г.

Удовицкая О.Б.

 

1 год

 

15-25

 

1

К ЕГЭ готов? К ЕГЭ готов!

На заседании Научно-методического совета

18.01.2012 год

 

Герасимович Е.В.

 

1 год

 

15-25

 

4

Арт-терапия  как средство решения проблем эмоционально-волевой сферы

На заседании Научно-методического совета

25. 05. 2014 год

Калмыкова  О.Г.

 

1 год

 

15-25

 

4

Развитие социального самосознания у подростков

На заседании Научно-методического совета

25. 05. 2014 год

Герасимович Е.В.

 

1 год

 

15-25

 

4

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа «Шагаем с мамой»

На заседании Научно-методического совета

05.10.2011 год

 

Козлова А.Ф.

 

1 год

 

25-50

 

2

Формирование мотивов учения у младшего школьника на начальном этапе обучения

На заседании Научно-методического совета

14.01.2008 год

Зайцева Ю.Г.

Удовицкая О.Б.

 

1 год

 

15-25

 

4

Корреккционно-развивающая программа логопедической работы в МДОУ общеразвивающего вида

На заседании Научно-методического совета

25.05.2015 год

Артющик Л.И.

Захарова Д.О.

Суровцева О.В.

Кузнецова И.А.

Кирсанова Н.В.

Орлова Г.В.

Мартин И.В.

Макарова П.Ю.

Вдовина Е.С.

Захарова Е.А.

Язвинская Т.В.

Козлова А.Ф.

Демидова А.Г.

Скрябина М.Л.

Ивашова Л.Г.

 

 

 

 

 

 

 

1 год

 

 

 

 

 

 

25-50

 

 

 

 

 

 

2

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа для детей дошкольного возраста с моторной алалией

На заседании Научно-методического совета

18.01.2012 год

 

Лебедева Е.А.

Матвеева Е.Ю.

 

1 год

 

15-25

 

2

Один рисунок стоит тысячи слов. Арт-терапия в решении поведенческих проблем

На заседании Научно-методического совета

19.01.2009 год

 

Курникова О.Г.

 

1 год

 

15-30

 

3

Агрессивный ребёнок. Коррекция поведения

На заседании Научно-методического совета

25.05.2014 год

 

Зайцева Ю.Г.

 

1 год

 

15-25

 

4

Ступеньки к самосовершенствованию (программа коррекции эмоционально-волевой сферы для детей 9-14 лет)

На заседании Научно-методического совета

02.09.2013 год

 

Герасимович Е.В.

Зайцева Ю.Г.

 

1 год

 

15-30

 

4

Арт-терапия для детей и подростков средствами искусства

На заседании Научно-методического совета

01.09.2016 год

 

Ивасенко Я.В.

 

1 год

 

15-25

 

2

Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников

На заседании Научно-методического совета

19.01.2009 год

 

Лебедева Е.А.

Матвеева Е.Ю.

 

1 год

 

15-25

 

2

Коррекционная программа

для детей старшего дошкольного возраста

с фонетическим и фонетико-фонематическим недоразвитием речи

 

На заседании Научно-методического совета

25.04.2014 г.

Артющик Л.И.

Захарова Д.О.

Суровцева О.В.

Кирсанова Н.В.

Орлова Г.В.

Мартин И.В.

Макарова П.Ю.

Вдовина Е.С.

Захарова Е.А.

Язвинская Т.В.

Козлова А.Ф.

Демидова А.Г.

Скрябина М.Л.

Ивашова Л.Г.

 

 

 

1 год

 

 

25-50

 

 

2

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа «Скоро в школу мы пойдем»

На заседании Научно-методического совета

05.10.2011 год

 

Зайцева Ю.Г.

 

 

1 год

 

15-25

 

2

 

Дата изменения информации: 23.03.2017 13:21