• Место нахождения

    г. Петрозаводск

    ул. Балтийская, д. 4

    (8142) 53 00 11
Анонсы
21 сентября 2018

Методическое объединение социальных педагогов

26 сентября в центре ПМСС состоится методическое объединение социальных педагогов школ города
Новости
20.09.2018

Специалист ЦПМСС прошла обучение по работе с последствиями психологической травмы

Вебинар института практической психологии "Иматон" прошел 19-20 сентября
19.09.2018

Начало занятий в Школе приемных родителей

В центре ПМСС стартовали тренинговые занятия для граждан, желающих взять в свою семью детей, оставшихся без попечения родителей.
17.09.2018

Памятка "Твоя психологическая безопасность"

На сайте размещена памятка "Твоя психологическая безопасность" для обучающихся.

Архив новостей

Контакты

Место нахождения

г. Петрозаводск

ул. Балтийская, д. 4

(8142) 53 00 11


Связаться с разработчиком сайта
Поиск

2012 июнь

 
Служба волонтёров

В большинстве стран мира 5 декабря празднуют Международный день добровольцев во имя экономического и социального развития. Второе название этого праздника – день волонтеров. Международный день добровольцев был учрежден по инициативе Генеральной Ассамблеи ООН в 1985 году. Этот день предназначается в благодарность всем людям, добровольно внесшим вклад в развитие экономики и социальных программ на территории многих государств. 
В мире ежегодно более 110 миллионов молодых людей принимают участие в различных волонтерских проектах и акциях.

Один из видов добровольческой деятельности - работа с детьми и молодежью (в детских домах, интернатах для детей с ограниченными возможностями, школах, детских садах и т.д.).

МОУ «Центр Психолого-Медико-Социального Сопровождения» ежегодно принимает активное участие в мероприятиях, посвященных работе волонтерской службы. Так, в декабре 2011 года сотрудники «Центра ПМСС» совместно со студентами 5 курса Карельской Государственной Педагогической Академии факультета дошкольной и социальной педагогики и психологии подготовили и показали сказку в отделении неврологии Городской детской больницы. 

Основная цель мероприятия: вызвать положительные эмоции у детей, находящихся на лечении. Кроме того, поскольку одним из направлений деятельности учителя-логопеда является пропаганда правильной речи - сказка имела логопедическую направленность. В роли героев сказки (котенка, щенка, мудрого жука и сказочной феи) выступили студенты. В основу сюжета сказки была положена задача научить говорить щенка и котенка.
Специалисты Центра ПМСС не первый раз посещают детей и будут продолжать свою работу.
 
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по постановке логопедического заключения учителями-логопедами


 

Петрозаводск
2012



Составители:

Черкасова Н.И., учитель-дефектолог, заместитель директора ГКОУ РК «Центр диагностики и консультирования; 
Бряткова А.В., учитель-логопед, ГКОУ РК «Центр диагностики и консультирования; 
Суровцева Н.В., учитель-логопед ГКОУ РК «Центр диагностики и консультирования; 
Королевская М.Ю., учитель-логопед МБОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения» г. Петрозаводск.

Консультант: Ершова О.А., зав. отделом коррекционной педагогики и специальной психологии ГАОУ РК ИПКРО

 

Пояснительная записка



В настоящее время одной из актуальных проблем логопедии является логопедическая диагностика. Логопеды-практики отмечают следующие сложности при формулировке логопедических заключений:

1. Логопедические заключения по-разному определяются и формулируются в различных регионах, муниципальных образованиях, населенных пунктах, учреждениях.
2. Имеются различия в подходах к формулировке логопедического заключения у Московской и Петербургской логопедических школ. 
3. Отмечается также несовпадение логопедических заключений и соответствующих классификаций нарушений речи с нормативными документами по комплектованию групп и классов для детей с нарушениями речи в образовательных учреждениях. 
4. В имеющихся методических рекомендациях используются вариативные формулировки логопедических заключений применительно к одному речевому без учета его структуры и природы (например, «Общее недоразвитие речи» и «Недостаточная сформированность средств языка»). Существует проблема формулировки логопедического заключения у детей с ОВЗ с задержанным и дефицитарным психическим развитием.
5. Отмечаются трудности формулировки логопедического диагноза школьникам первого и начала второго классов, т. к. термины «дисграфия» и «дислексия» относятся к нарушениям письма и чтения, а на данном этапе имеют место проблемы формирования процессов чтения и письма.

Логопедическая диагностика основывается на существующих в логопедии классификациях речевых нарушений: психолого-педагогической и клинико-педагогической; логопедическое заключение формулируется с учетом пересечения этих двух классификаций. При формулировке логопедического заключения целесообразно учитывать этапы обследования: от определения симптоматики речевых расстройств, выявления нарушенных компонентов к уточнению механизмов и структуры речевого дефекта.

Специалисты ГКОУ РК «Центр диагностики и консультирования» совместно с коллегами из других образовательных учреждений разработали рекомендации по формулированию логопедического заключения. Данные рекомендации предлагаются к использованию учителями-логопедами образовательных учреждений и психолого-медико-педагогических комиссий с целью единого подхода к постановке логопедических диагнозов на территории РК.


 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМУЛИРОВКЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАКЛЮЧЕНИЙ



Ранний возраст:

До 3 лет: Задержка речевого развития.
От 2 лет 8 месяцев до 3 лет: При наличии выраженных речевых нарушений можно использовать логопедические заключения, рекомендованные для дошкольного возраста (см. далее).

Дети с сохранным интеллектом
Дошкольный возраст:

В логопедическом заключении рекомендуется указать характер нарушений речи на основе:
1. Психолого-педагогической классификации: фонетическое нарушение речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи речи I, II, III, уровня, нерезко выраженное общее недоразвитие речи, лексико-грамматическое недоразвитие речи.
2. Клинико-педагогической классификации: дислалия, дизартрия или стертая дизартрия, ринолалия, расстройства голоса, моторная или сенсорная алалия, детская афазия, заикание (указать степень выраженности), тахилалия, брадилалия, полтерн. Примерные формулировки логопедических диагнозов: 
• Общее недоразвитие речи III уровня. Стертая дизартрия.
• Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Ринолалия.
• Общее недоразвитие II уровня. Заикание легкой степени выраженности.

Школьный возраст:

1 класс 1 полугодие – Трудности в овладении письмом и чтением.
1 класс второе полугодие – 2 класс 1 полугодие – Нарушения процессов формирования чтения и письма.

В диагнозе указываются:
1. Нарушения устной речи (если имеются)
2. Нарушения письменной речи (см. выше)

Примерные формулировки логопедических заключений:

• Общее недоразвитие речи III уровня. Трудности в овладении чтением и письмом;
• Нерезко выраженное ОНР. Нарушения процессов формирования чтения и письма. Со 2 класса 2 полугодия – Дисграфия, дислексия.

В диагнозе указываются:
1. Нарушения устной речи (если есть).
2. Нарушения письменной речи (дисграфия, дислексия, виды (по Р.И. Лалаевой)).
4 класс 2 полугодие – 
Если нет специфических нарушений письменной речи, но имеются ошибки, обусловленные неусвоением правил русского языка, то в диагнозе указывается– «дизорфография».

Дети с задержкой психического развития
Дошкольный возраст:

В логопедическом заключении указываются:

1. Недостаточная сформированность средств языка с преобладанием недоразвития смысловой стороны речи или несформированность всех средств языка.
2. При наличии клинических проявлений следует использовать клинико-педагогическую классификацию (дизартрия или стертая дизартрия, ринолалия, заикание).
Примерные формулировки логопедических заключений:
• Недостаточная сформированность средств языка с преобладанием недоразвития смысловой стороны речи. Стертая дизартрия.
• Несформированность всех средств языка. Дизартрия.

Школьный возраст:

В диагнозе указываются:

1. Нарушения устной речи, если имеются (см. дошкольники с ЗПР).
2. Нарушения письменной речи (см. школьники с нормой интеллекта: трудности в овладении чтением и письмом, нарушения процессов формирования чтения и письма, дисграфия, дислексия – виды).
Примерные формулировки логопедических заключений:
• Недостаточная сформированность средств языка с преобладанием недоразвития смысловой стороны речи. Дизартрия.
• Несформированность всех средств языка. Стертая дизартрия. Трудности в овладении письмом и чтением.


Дети с умственной отсталостью
Дошкольный возраст:

В диагнозе указываются:
1. Нарушения устной речи (Системное недоразвитие речи, указать степень: легкая, средняя, тяжелая).
2. Клинические проявления нарушений речи (если есть).
Примерные формулировки логопедических диагнозов:
Системное недоразвитие речи средней степени выраженности. Дизартрия. 

Школьный возраст:

В диагнозе указываются:
1. Нарушения устной речи (см. дошкольники с УО).
2. Нарушения письменной речи (см. школьники с нормой интеллекта).

Дети с билингвизмом
Дошкольный возраст:

Примерные формулировки:
Недостаточная сформированность средств русского языка у ребенка с билингвизмом.

Школьный возраст:

В диагнозе указываются:
1. Нарушения устной речи (см. дошкольников с билингвизмом).
2. Нарушения письменной речи: (трудности в овладении чтением и письмом, нарушение процесса формирования чтения и письма, нарушения чтения и письма, обусловленные билингвизмом).

Дети с нарушениями слуха 
Дошкольный возраст:

Примерные формулировки логопедических заключений: 
Недостаточная сформированность средств языка у ребенка с нарушением слуха.

Школьный возраст:

Примерные формулировки логопедических заключений:
• Недостаточная сформированность средств языка у ребенка с нарушением слуха. Трудности в овладении чтением и письмом.
• Недостаточная сформированность средств языка (если есть). Нарушения процессов формирования чтения и письма у ребенка с нарушением слуха.


 

Литература:



1. Дети – сироты: консультирование и диагностика развития (Под. Ред .Е.А. Стреблевой), Москва, 1996;
2. Дифференциальная диагностика речевых расстройств у детей дошкольного и школьного возраста. Методические рекомендации. С-Петербург. Издательство РГПУ им. Герцена, 1996;
3. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. Сборник методических рекомендаций. С-Петербург, 2000;
4. Р.И. Лалаева, Л.Б. Венедиктова. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Учебно-методическое пособие. С-Петербург, 2004;
5. Е.А. Логинова. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития. Учебное пособие / Под. Редакцией Л.С. Волковой, С-Петербург, 2004;
6. А.Б. Ястребова, Т.Б. Бессонова Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. Москва, 1996.

Дата изменения информации: 29.07.2015 16:13