• Место нахождения

    г. Петрозаводск

    ул. Балтийская, д. 4

    (8142) 53 00 11
Новости
30.10.2018

Семинар "Приемный ребенок в школе"

Мероприятия прошло в рамках проекта "Семье - поддержку и развитие"
29.10.2018

Поездка в Кондопожский район

Состоялось последнее из выездных мероприятий в рамках проекта "Радуга Завета"
24.10.2018

Запись на ПМПК на ноябрь

25 октября откроется запись на психолого-медико-педагогическую комиссию на ноябрь

Архив новостей

Контакты

Место нахождения

г. Петрозаводск

ул. Балтийская, д. 4

(8142) 53 00 11


Связаться с разработчиком сайта
Поиск
Главная страница / Новости / 2018 / Счастлив тот, кто счастлив дома

23 октября 2018

Счастлив тот, кто счастлив дома

Проблема сиротства в России не теряет актуальности. Как бы хорошо государство не обеспечивало детские дома и интернаты, никакая новая игрушка или свежий ремонт не сможет сравниться с тёплым объятием мамы и доброй улыбкой папы.
К счастью, есть семьи, готовые изменить судьбу одного и даже нескольких детей сирот. Есть ли в Петрозаводске организации, которые помогают приёмным семьям?
Мне удалось взять интервью у специалиста службы семейного устройства Татьяны Кушнир.

—  Татьяна, расскажите, пожалуйста, что такое служба семьи? Как давно она существует в Петрозаводске?

—  Любой человек, а уж тем более специалист, работающий с детьми сиротами, понимает, что какие бы замечательные условия не были созданы в детском доме, в семье ребенку гораздо лучше. В 2012 году Российским правительством был утвержден приказ о подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. Мы обновили программу Школы приемных родителей (ШПР). С 2013 года в Центре ПМСС работает Служба семейного устройства. Ведем ШПР, сопровождаем приемные семьи.
Обучение в школе проходит в форме тренинга. Основной целью подготовки является принятие кандидатами в приемные родители осознанного решения. Если кто-то не проходит обучение до конца или после окончания обучения приходит к выводу, что не готов принять ребенка в свою семью - это тоже хороший результат. Ведь лучше понять на этапе подготовки, чем когда в семье уже будет ребенок! Когда от детей отказываются приемные родители, для них это очень тяжелая утрата. Если ребенок снова возвращается в учреждение, то, как правило, дальнейшая его жизнь «идет под откос». Тогда начинается очень серьезная работа специалистов по реабилитации таких детей.

—  Как происходит подготовка семьи к приему ребенка?

—  Мы всегда очень тесно сотрудничали с Органом опеки и попечительства над несовершеннолетними, специалисты которого всегда рекомендуют пройти обучение патронатным воспитателям, опекунам, усыновителям и приёмным родителям. На тренингах мы используем психотерапевтические упражнения, ролевые игры, рассматриваем и обсуждаем фильмы, приглашаем на встречи «действующих» приемных родителей и усыновителей.
В тренинге взрослые отрабатывают свои внутренние проблемы, травмы своих «детско-родительских» отношений. Знакомятся с возрастными особенностями детей и подростков. С индивидуальными особенностями и переживаниями детей, которые попадают в сиротские учреждения. В школе приемных родителей рассказываем о важности кровных родителей, которых ребенок все равно любит, какими бы они ни были.
Кандидаты в приемные усыновители должны понимать проблемы ребенка сироты, с которыми он приходит в новую семью и пути решения этих проблем.
Пройдя школу приемных родителей и приняв осознанное решение - принять ребенка в свою семью взрослые помогают ребенку и себе легче адаптироваться к новой жизненной ситуации.

—  Как много людей обращается за помощью?

—  В Школу приемных родителей обращается много людей. С каждым годом желающих принять в свою семью ребенка возрастает. В Петрозаводске желающие могут обучиться только в нашем Центре. В течение года мы три раза набираем тренинговые группы. В каждой 20-25 человек. Специалисты рекомендуют проходить обучение обоим супругам, ведь воспитывать детей они будут вместе.

—  Часто ли семьи принимают детей с особенностями в развитии?
 
—  Конечно же, все кандидаты в приемные родители хотят «получить» здорового ребенка. Многих пугает наследственность ребенка, вернее, асоциальная жизнь его родителей. Цена вопроса: каков основной мотив принятия ребенка в семью? Если хотят усыновить ребенка, чтобы решать какие-то свои проблемы, ребенок рассматривается как инструмент. Здесь вряд ли можно говорить об успехе. Если семья видит свою миссию в помощи, то приоритет - развитие ребенка. И есть такие семьи, которые принимают детей с тяжелыми заболеваниями, например детей с детским церебральным параличом (ДЦП). Но, к сожалению, таких немного.

—  Как сказывается на ребенке социальное сиротство? Влияет ли это на его дальнейшую жизнь?

—  В сиротских учреждениях сейчас не так много детей. Все же государственная политика направлена на поддержку семьи, на профилактику социального сиротства. Если ребенок дошкольного возраста относительно здоров и может быть устроен в семью усыновителя, опекуна или приемного родителя, то как правило, такой ребенок надолго не задерживается в учреждении. Чаще остаются больные дети и подростки. Сейчас большая необходимость в устройстве детей подросткового возраста!

—  Раньше было мнение, что брать в приемную семью лучше маленьких детей. Изменилось ли что-то в наше время?

—  Вряд ли на этот вопрос можно дать однозначный ответ. Молодые семьи, где нет своих детей, безусловно, хотят познать родительство с самого начала. Их не пугают бессонные ночи, прорезывание зубов и тому подобное. Если ребенок первый год жизни жил в семье, где его любили, заботились о нем, то у ребенка сформируется привязанность. Привязанность способствует развитию у детей доверия к другим людям и уверенности в себе. Если ребенок с рождения находился несколько лет в учреждении, у него не сформирована привязанность к близкому человеку или было несколько разорванных привязанностей (когда от ребенка несколько раз отказывались), то и в дальнейшем ему будет сложно выстраивать отношения с людьми.
Что может чувствовать ребенок, если родители его предали, отказались от него? А если это вторичный отказ, отказ приемных родителей? Как можно доверять взрослым? Они все враги! Поэтому многие «возвращенные» дети совершают правонарушения.

—  Хотят ли подростки идти в семью?

—  Конечно, хотят. Но в лице приемных родителей им больше хочется видеть не столько маму и папу, а старшего друга, наставника, который поможет, подскажет. Очень важно принять ребенка таким, какой есть, с его прошлым. Многие кандидаты хотят сохранять тайну усыновления, меняют дату рождения, имя и отчество. Это право усыновителей. Но специалисты против сохранения тайны усыновления от ребенка. Нельзя начать все с чистого листа! Лучше пусть ребенок узнает правду от любящих родителей, чем от «доброй» бабушки соседки или случайно найдет документы об усыновлении. Об этом мы тоже говорим на наших тренингах, на которых приглашенные усыновители делятся опытом о том, как они рассказали своим детям о том, что усыновили их.

—  Осуществляется ли какая-либо помощь приёмным семьям?

—  Сопровождение приемных семей ведется по заявительной системе. Если есть запрос от семьи – есть помощь. С помощью участия в проектах нам удается получать финансовую и методическую помощь, тем самым более эффективно оказывать помощь приемным семьям. В Петрозаводске есть общественные организации, которые также работают с приемными семьями, мы тесно сотрудничаем с ними. Специалисты, работающие в сфере социального сиротства, в ближайшей перспективе считают важным развитие института профессиональных приемных родителей, включая создания системы их подготовки и сопровождения.
Важно, чтобы все приемные семьи получали эффективную психологическую, социальную помощь и материальную поддержку. Специалисты, работающие с приемными семьями тоже должны постоянно повышать свой профессионализм. Этого мы достигаем благодаря участию в проектной деятельности.

—  А может ли общество как-то помочь таким семьям и детям?

—  Общество помочь? В настоящее время уже совсем другое отношение к приёмным семьям, чем, допустим, 10 лет назад. Сами приемные семьи стали более открыты. Хорошо, когда приемные семьи рассказывают о своем опыте воспитания.
Волонтеры, например, приходят в сиротские учреждения и несут подарки. А важнее не очередной телевизор или компьютер, а отношения, реальная помощь в чем-то. Например, подготовиться к экзамену, зачету... Или вывести детей в поход, на экскурсию куда-нибудь. Когда такие ребята из детских домов общаются в неформальной обстановке с детьми из семей, окружающие видят, что это обычные дети. Может кто-то даже захочет помочь какому-то конкретному ребенку, станет для него значимым человеком.

***

Какой же вывод можно сделать из этой беседы?
1.    Пройдя школу приемных родителей, взрослые принимают осознанное решение - взять ребенка в семью или нет. Это очень важно с точки зрения профилактики отказов.
2.     На занятиях они отрабатывают свои внутренние проблемы, травмы своих «детско-родительских» отношений. Знакомятся с возрастными особенностями детей и подростков. С индивидуальными особенностями и переживаниями детей, которые попадают в сиротские учреждения.
3.    В ШПР рассказывают о важности кровных родителей, которых ребенок все равно любит, какими бы они ни были.
Кандидаты в приемные усыновители должны понимать проблемы ребенка сироты, с которыми он приходит в новую семью и пути решения этих проблем.
Пройдя школу приемных родителей и приняв осознанное решение, взрослые помогают ребенку и себе легче адаптироваться к новой жизни.
4.    Специалисты школы приемных родителей проводят большую и очень кропотливую работу.
5.    Важно наших детей воспитывать в любви и заботе. Во внимании для того, что - бы в подрастающем поколении формировались духовные, нравственные и другие ценности семьи. Возможно, тогда в нашей стране будет меньше отказов от детей и количество сиротских учреждений значительно сократится.


Виктория Зайцева

 

Смотреть также