• Место нахождения

    г. Петрозаводск

    ул. Балтийская, д. 4

    (8142) 53 00 11
Анонсы
21 сентября 2018

Методическое объединение социальных педагогов

26 сентября в центре ПМСС состоится методическое объединение социальных педагогов школ города
Новости
20.09.2018

Специалист ЦПМСС прошла обучение по работе с последствиями психологической травмы

Вебинар института практической психологии "Иматон" прошел 19-20 сентября
19.09.2018

Начало занятий в Школе приемных родителей

В центре ПМСС стартовали тренинговые занятия для граждан, желающих взять в свою семью детей, оставшихся без попечения родителей.
17.09.2018

Памятка "Твоя психологическая безопасность"

На сайте размещена памятка "Твоя психологическая безопасность" для обучающихся.

Архив новостей

Контакты

Место нахождения

г. Петрозаводск

ул. Балтийская, д. 4

(8142) 53 00 11


Связаться с разработчиком сайта
Поиск
Главная страница / Методические рекомендации / СТАТЬИ / Профилактика дислексии у дошкольников.

Профилактика дислексии у дошкольников.

Профилактика дислексии у дошкольников. Подготовка дошкольников к овладению чтением и письмом является частью проблемы готовности к обучению в школе, которая с каждым годом становится актуальнее. Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения, которое проявляется в стойких специфических ошибках и обусловлено несформированностью или расстройством психологических функций, обеспечивающих процесс чтения. Чтение - сложный психофизиологический процесс, в котором задействованы и взаимодействуют три анализатора – речедвигательный, зрительный и речеслуховой. В процессе чтения в первую очередь зрительно воспринимаются графические изображения, различаются и узнаются буквы, которые соотносятся с их звуковыми значениями. Буква будет правильно и успешно усвоена при сформированности следующих функций: - фонематического восприятия (дифференциации, различения фонем) - фонематического анализа (возможность выделения звуков из речи) - зрительного анализа и синтеза (способности определять сходство и различие букв) - пространственных представлений - зрительного мнезиса (возможности запоминания зрительного образа буквы). Чтение как один из видов письменной речи является более поздним и более сложным образованием, чем устная речь. Письменная речь формируется на базе устной речи и представляет собой более высокий этап речевого развития. Основными компонентами для формирования письменной речи является хорошее состояние у ребёнка: • слухового восприятия, • зрительного восприятия, • моторно-двигательного развития, • устной речи, • психических процессов. Сбой в формировании названных сторон развития может послужить причиной возникновения трудностей в овладении чтением и письмом. При дислексии для ребенка в речи характерны следующие ошибки: 1. Замены и смешения фонетически близких звуков, а также замены графически сходных букв ( П-Н, Х-Ж, З-В и др.) 2. Побуквенное чтение – нарушение слияния звуков в слоги и слова. 3. Пропуски согласных и гласных звуков, перестановка или добавление звуков и слогов. 4. Нарушение понимания прочитанного. 5. Нарушения падежных окончаний, согласования разных частей речи (аграмматизмы). Особенностью дислексических ошибок является их типичность, повторяющийся характер. их стойкий характер. Большое количество младших школьников имеют нарушения письменной речи, и это заставляет специалистов задуматься о необходимости принятия профилактических мер на этапе подготовки к овладению грамотой, а именно формирования предпосылок, необходимых для нормального овладения письмом и чтением в дошкольном возрасте. Каковы же предпосылки для возникновения дислексии в дошкольном возрасте: 1. Речевые нарушения. 2. Трудности ориентирования в пространстве (лево-право-верх-низ). 3. Неточность определения формы и величины. 4. Левшество или амбидекстрия ( одинаково задействует и левую, и правую руку) 5. Трудности в усвоении порядка следования ( дни недели, времена года и т.д.) 6. Трудности в запоминании стихотворений 7. Трудности при составлении рассказа по картинке. 8. Трудности при составлении рассказа по картинке. Если у ребенка есть какие-либо из перечисленных симптомов, то это повод для проведения профилактики дислексии. Вот некоторые упражнения, способствующие развитию фонематического восприятия, внимания, зрительного мнезиса: - Упражнения, направленные на развитие ориентировки в пространстве. - «Определи, сколько звуков в слове». - «Где находится заданный звук». - Составь слово из звуков. Составь слово из букв. - Прочитай слова в строчке наоборот. Соедини половинки. - «Заколдованные слова». - «Псевдослова» – ребенку предлагается разложить карточки в две колонки: реальные слова и искусственные. - Чтение текста через слово. - Составление слов и предложений на примере игры «Морской бой» ( по О.Яворской). - Чтение букв, слогов и слов по таблицам Лукашенко. Проблема дислексии заслуживает особого внимания потому, что именно чтение является необходимой базой для овладения знаниями в любых областях. При написании статьи использовались источники: 1. Волкова, Л.С. Логопедия // Просвещение. – М., 2003. 2. Городилова, В.И., Кудрявцева, М.З. Чтение и письмо // Аквариум - М., 1995. 3. Иваненко С.Ф. Формирование навыков чтения у детей при тяжёлых нарушениях речи // Просвещение. - М., 1997. Учитель-логопед Скрябина М.Л.

Дата изменения информации: 04.08.2015 16:24