• Место нахождения

    г. Петрозаводск

    ул. Балтийская, д. 4

    (8142) 53 00 11
Новости
30.10.2018

Семинар "Приемный ребенок в школе"

Мероприятия прошло в рамках проекта "Семье - поддержку и развитие"
29.10.2018

Поездка в Кондопожский район

Состоялось последнее из выездных мероприятий в рамках проекта "Радуга Завета"
24.10.2018

Запись на ПМПК на ноябрь

25 октября откроется запись на психолого-медико-педагогическую комиссию на ноябрь

Архив новостей

Контакты

Место нахождения

г. Петрозаводск

ул. Балтийская, д. 4

(8142) 53 00 11


Связаться с разработчиком сайта
Поиск
Главная страница / Методические рекомендации / СТАТЬИ / Минимальное нарушение слуховой функции = общему недоразвитию речи

Минимальное нарушение слуховой функции = общему недоразвитию речи

Минимальное нарушение слуховой функции = общему недоразвитию речи


Роль слуха 
Без слуха невозможно восприятие речи. Слушая речь, ребенок учится ориентироваться в окружающем мире. Он познает предметы, глядя на них, прикасаясь к ним, прислушиваясь к звукам, которые они издают. Он наблюдает движения и действия окружающих его людей и животных, изменения, происходящие в окружающей действительности; в меру своих возможностей сопоставляет и осмысливает наблюдаемое с помощью органов чувств. И в этом сложном процессе познания действительности исключительную роль играет речь, воспринимаемая ребенком. Еще задолго до того, как ребенок научится спрашивать и понимать ответы окружающих, он слышит речь близких, которые незаметно для самих себя сопровождают свои действия словами, поясняющими ребенку то, что он сам не смог бы так рано понять. Задолго до того, как ребенок сам научится говорить, он усваивает значение многих слов и словосочетаний, обращенных к нему или произносимых рядом с ним его близкими. 

Роль речи 
Каждый момент восприятия ребенком окружающей действительности сопровождается благодаря слуху восприятием обращенной к нему речи. 
Уже с начала второго года жизни ребенок начинает понимать элементарную речь и связывает ее с окружающими, доступными его непосредственному восприятию предметами и явлениями. 
В дальнейшем ребенок благодаря слуху учится спрашивать и понимать ответы, понимать замечания взрослых по поводу его поведения, учится сам выражать свои требования и просьбы, высказывать свои оценки и соображения по поводу наблюдаемых явлений. Сначала он говорит лишь отдельные слова, затем - короткие фразы, и, наконец, овладевает связной речью, которая позволяет ему что-то рассказать, понять чей-то рассказ, книгу, которую ему читают и т. п. 
Чтобы научиться произносить слова, ребенок должен овладеть движениями речевого аппарата. Он должен также усвоить, какие элементы слова произносятся под ударением и какие без ударения с меньшей отчетливостью. Приблизительно к трем годам ребенок обычно уже умея произносить все звуки, составляющие нашу речь. Исключение чаще всего представляет звук р, который усваивается несколько позднее, некоторыми детьми -- только 1 четырем--пяти годам. 
Чтобы правильно пользоваться в своей речи словами, ребенок с помощью слуха должен обязательно усвоить, и, каких звуков состоит каждое из слов, а также последовательность звуков в каждом из этих слов) 
Было бы, однако, ошибочно думать, что ребенок сначала усваивает отдельные звуки, затем собирает их в слоги и слова. Процесс овладения словами протекает не так. Ребенок усваивает сначала наиболее доступные его слуху звуковые комплексы. Обычно это те части слова которые стоят под ударением. Впрочем, и они сначала усваиваются не совсем точно, произносятся искаженно. Позже, ребенок, прислушиваясь к речи окружающих, делает попытки произнести их более правильно. Таким образом, постепенно уточняется произношение звуков и дополняется звуковой состав слова. А уже к 4- 5 годам у ребенка можно наблюдать сознательные попытки исправить свое произношение. Как известно, ребенок слышит не только речь окружающих, но и собственную, и это позволяет ему уточнить свою речь путем сопоставления с речью взрослых. 

Причины нарушения слуха 
Медицинские исследования причин нарушения слуха указывают на инфекционные заболевания, токсические поражения, сосудистые расстройства, механические, акустические и контузионные травмы. Тугоухость и глухоту подразделяют на наследственную, врожденную и приобретенную. Нарушения слуха возникают в результате заболеваний, поражающих наружное, среднее или внутренние ухо, слуховой нерв. Стойкое понижение слуха часто возникает в результате воспалительных и невоспалительных заболеваний носа и носоглотки. 
При менингите нарушение слуха возникает вследствие поражения звуковоспринимающего аппарата, при других детских инфекциях слуховая функция может пострадать как в результате поражения среднего уха, так и в результате заболевания нервного воспринимающего аппарата. 
Поражения центральных отделов слухового анализатора, возникающие в результате повреждений или заболеваний головного мозга. При таких поражениях наблюдается либо небольшое поражение слуха, либо так называемая корковая глухота, когда утрачивается способность анализа, синтеза, и, следовательно, понимание того, что человек слышит. 
Если на первом году жизни преобладает наследственный и врожденный характер глухоты или тугоухости, то в дальнейшем, возрастает роль приобретенных факторов понижения слуха. 
Важное значение имеют вирусные заболевания матери в первом триместре беременности, особенно такие, как краснуха, корь, грипп, вирус герпеса. Нарушение слуха часто сочетаются с различными врожденными пороками развития. На состояние слуховой функции могут отрицательно влиять неблагополучные роды. 
Причиной нарушения слуха могут быть алкоголизм матери во время беременности, проявление в период новорожденности желтухи и неврологических расстройств. К группе риска относятся также дети с различными хромосомными и наследственными заболеваниями или имеющие родителей или родственников с врожденными дефектами слуха. Однако процент наследственной передачи глухоты не настолько велик, как принято считать: по данным зарубежной статистики, почти 90% детей, рожденных от глухих родителей, не имеют нарушений слуха. 
Диагностика минимальных нарушений слуховой функции у детей с недоразвитием речи. 
Минимальное нарушение слуховой функции – это сенсоневральное (стойкое) или конструктивное (временное) снижение остроты слуха на 15-20 дБ, негативно влияющее на формирование речи и других высших психических процессов в детском возрасте. 
Минимальное нарушение слуха (МСС) сложно своевременно диагностировать, т.к. при этом ребенок в процессе коммуникации слышит речь окружающих в достаточной мере. Однако специалисты и родители обращают внимание на задержку темпов речевого развития (нарушение произношения звуков), невнятность и нечеткость дикции, бедный словарный запас, аграмматизм. 
В процессе обследования речи логопедом отмечаются специфические ошибки, типичные для детей с МСС. Наблюдаются множественные неустойчивые замены и смешения звуков, в том числе и не встречающиеся у детей с нормальным слухом. Например, смешения: 
• Носовых и ротовых согласных м-б, н-д (машина –«басина», ночь – «дось»); 
• Свистящих звуков и фрикативного х (зима –«хима», лисонька – «лихинька» и т. д.); 
• Свистящих, шипящих, сонорных звуков и м, н, п, дж (жук – «нук», шуба – «джуба», лак – «пак», кабан – «каман» и т. д.); 
• Заднеязычного к переднеязычного т (носик – «носит», кот – «тот»). 
Часто раздельно произносятся звуки, составляющие аффрикаты (тсыпленок, тьсапля). 
Так же неадекватно смягчаются согласные звуки и отсутствует мягкость в необходимых случаях (ботинки – «патиньки», обувь – «обив», обезьяна – «апесана»); оглушаются звонкие звуки и озвончаются глухие независимо от позиции в слове (блюдце – «пьюсе», гнездо – «хнесто», занавески – «занавесги», пингвин – «бинхвин», хозяйка – «госяйка»). 
При повторении и самостоятельном воспроизведении слов и фраз прослеживается нарушение их слого-ритмического рисунка и звукового наполнения, что заключается: 
- в упрощении слоговой структуры (коза – «га», ручеек – «уток». Сапожник чистит сапоги – «Са по ти»); 
- пропуске звуков и слогов в начале и конце слов (сапоги – «фапо», всех – «сех», чашка с чаем – «таска с тае»); 
- вставке лишних звуков (боец – «порес», мяч – «мнясь»); 
- добавлении звуков к слову (овца – «овсан», «овтап», яйцо – «эсой»). 
Часто детьми неверно выделяется выделяется ударный слог в простых и знакомых словах (ру’ка, но’га, голо’ва, воло’сы, шка’фы).
В связи с тем, что у детей с МСС в большей мере затруднено восприятие безударных частей слов (они произносятся тише), отмечается непонимание и, соответственно, неправильное употребление окончаний, приставок, суффиксов. Это обусловливает нарушения понимания и экспрессивного построения логико-синтаксических конструкций. Указанная симптоматика классифицируется как общее недоразвитие речи. 
В старшем дошкольном возрасте у части детей с МСС (в основном, одностороннем) наиболее существенными в структуре речевого расстройства выступают фонетико-фонематические нарушения на фоне небольшого аграмматизма в собственных высказываниях. 
Дети с незначительным снижением остроты слуха обладают неустойчивым, быстро истощающимся слуховым вниманием, что проявляется в чрезмерной отвлекаемости, утомляемости, частом отказе от общения. Недостаточное развитие их слуховой памяти выявляется в неумении запомнить и воспроизвести короткие ряды, состоящие из 3-5 слогов и слов. 
Диагностика нарушений слуха в сурдопсихологии. 
Аудиометрия - наиболее простое и доступное исследование. В ходе тональной аудиометрии распознаются звуки различной частоты и громкости. Результат обследования - тональная аудиограмма. Это, в сущности, индивидуальная характеристика слуха. Она предоставляет данные для определения вида и степени потери слуха, а также для подбора слухового аппарата. 
В ходе речевой аудиометрии определяют процент слов, которые можно разобрать при различной громкости их воспроизведения (как со слуховым аппаратом, так и без него). 
Объективные методы диагностики 
Импедансометрия (тимпанометрия) позволяет выявить нарушения в среднем ухе. С помощью этого метода оценивается подвижность барабанной перепонки и исключаются патологические процессы в среднем ухе. 
Регистрация отоакустической эмиссии позволяет оценить состояние волосковых клеток, то есть диагностировать функцию улитки внутреннего уха. 
Регистрация вызванных электрических потенциалов позволяет определить, не поражен ли слуховой нерв или какой-либо отдел головного мозга. Метод заключается в измерении электрической активности головного мозга в ответ на звуковые сигналы. 
Выявление у ребенка факторов риска по минимальному снижению слуха обусловливает дальнейшее тщательное исследование состояния его слуховой функции. 
Литература: 

Королева И.В. Современный подход к диагностике периферических и центральных нарушений слуха у детей. – СПб.: НИИ уха, горла,носа и речи, 2000. 

Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. – М.: Владос, 2001. 

Расстройства речи у детей и подростков / Под общ.ред.С.С.Ляпидевского. – М.:Медицина, 1969. 

Сапожников Я.М. Методика исследования звукового анализатора // Основы пропедевтики в детской отоларингологии / Под ред. М.Р. Богомильского. – М.: РГМУ, 1999. 

Подготовила учитель-логопед Трошина Светлана Игоревна

 

Дата изменения информации: 04.08.2015 20:10