• Место нахождения

    г. Петрозаводск

    ул. Балтийская, д. 4

    (8142) 53 00 11
Новости
30.10.2018

Семинар "Приемный ребенок в школе"

Мероприятия прошло в рамках проекта "Семье - поддержку и развитие"
29.10.2018

Поездка в Кондопожский район

Состоялось последнее из выездных мероприятий в рамках проекта "Радуга Завета"
24.10.2018

Запись на ПМПК на ноябрь

25 октября откроется запись на психолого-медико-педагогическую комиссию на ноябрь

Архив новостей

Контакты

Место нахождения

г. Петрозаводск

ул. Балтийская, д. 4

(8142) 53 00 11


Связаться с разработчиком сайта
Поиск
Главная страница / Методические рекомендации / СТАТЬИ / Использование игр с элементами технологии ТРИЗ-РТВ

Использование игр с элементами технологии ТРИЗ-РТВ

Использование игр с элементами технологии ТРИЗ-РТВ
в коррекции звукопроизношения у дошкольников с ЗПР

 

Опыт моей работы показывает, что большинство детей с задержкой психического развития в силу объективных причин не получает помощи логопеда в дошкольном возрасте. Отсутствие в штате образовательного учреждения логопеда, работающего в группе для детей с ЗПР; отсутствие возможности у подавляющего большинства родителей прибегнуть к услугам частных логопедов – вот те причины, которые делают полноценную и всеобъемлющую коррекцию речи у детей с ЗПР очень проблематичной.

Если в дошкольном возрасте у ребёнка не выработано правильное звукопроизношение, то в школьном возрасте трудности значительно возрастут: ребёнок станет комплексовать при ответе учителю и при общении со сверстниками, будет плохо справляться со звуковым анализом слов, писать так, как говорит, испытывать затруднения при чтении. Недостатки устной речи отрицательно сказываются на письме, так как чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе. Безусловно, это отразится на интересе ребёнка к учёбе, его характере, помешает усвоению школьной программы, послужит причиной плохой успеваемости. Проблем можно избежать, если вовремя, в дошкольном возрасте, уделить должное внимание исправлению нарушенного звукопроизношения.

Поэтому выбранная мною тема, на мой взгляд, очень актуальна. Но использование дефектологом адаптированных методов ТРИЗ–РТВ в работе с детьми с ЗПР способствуют не только закреплению звуков в активной речи.

- Активизируется познавательная деятельность детей;

- создается мотивационная установка на проявление творчества;

- создаются условия для развития образной стороны речи детей;

- повышается эффективность овладения всеми языковыми средствами;

- формируется осознанность в построении лексико-грамматических конструкций;

- развивается гибкость операций анализа и синтеза в мыслительной деятельности;

 Для детей с ЗПР развитие мышления и речи особенно важно, так как практически у всех можно констатировать недостаточную сформированность аналитико-синтетической деятельности во всех видах мышления, сниженную способность к творческому созданию новых образов, замедленный процесс формирования мыслительных операции, низкий уровень знаний и представлений об окружающей действительности. Соответственно нарушения в познавательной деятельности будут влиять и на языковую функцию.

 Чем раньше начать стимулировать и развивать творческое мышление (фантазирование, воображение, решение каких-то проблем, ситуаций), тем более высоким окажется уровень познавательной деятельности, тем быстрее осуществиться переход от конкретного мышления к абстрактному.

Особенно важно, на мой взгляд, развитие творческого мышления для детей с ЗПР, т.к. они затрудняются в решении наглядно-образных задач. Еще большие затруднения возникают при необходимости синтезировать определенные признаки объектов, не говоря уже об абстрактном мышлении: дети с трудом формируют обобщение, не могут решить задачу по аналогии. Дети с ЗПР часто отвлекаются, обращают внимание на несущественные детали, упуская существенное, не могут адекватно оценить ситуацию.

К настоящему времени накоплен большой опыт по коррекции нарушений познавательной и речевой сфер у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Часто обучение и воспитание таких детей сводится к запоминанию однотипных способов решения заданий. Но, хотя традиционный подход к преодолению познавательных нарушений и доказал свою эффективность, тем не менее, снижение познавательной активности детей ставит педагогов перед необходимостью искать новые методики, позволяющие сделать занятие более интересным.

Использование мною элементов технологии ТРИЗ–РТВ в коррекции речевых нарушений позволяет в достаточной степени автоматизировать звуки в речи, существенно пополнить активный словарь и повысить содержательность, логичность и оригинальность высказываний детей, развивая при этом такие ценные для ребенка психические процессы, как мышление, речь, внимание, память, воображение, способность к творчеству.

 

Игры с использованием приемов технологии ТРИЗ – РТВ использовались мною в 2012 – 2013 и в 2013 – 2014 учебных годах в работе с 6-ю детьми с задержкой психического развития.

Обследование детей показало, что у всех имеются нарушения звукопроизношения, которые в большинстве случаев можно охарактеризовать как полиморфные. Это нарушения артикуляторно сложных звуков: свистящих, шипящих и сонорных. По распространенности основное место занимают смешения свистящих и шипящих звуков, искажения, и – стойкие замены.

Обследование показало, что дети в основном используют существительные и глаголы, причем предметный и глагольный словарный запас низкий, неточный. Дети не знают многих слов не только абстрактного значения, но и часто встречающихся в речи, заменяют слова описанием ситуации или действия, с которым связано слово, испытывают трудности в подборе слов-антонимов и особенно слов-синонимов. Из прилагательных чаще всего употребляются качественные, обозначающие непосредственно воспринимаемые признаки.

Для построения фразы характерно нарушение порядка слов в предложении, пропуск отдельных его членов. Дети ошибаются в употреблении предлогов, в согласовании существительных с глаголами и прилагательными, в образовании новых слов с помощью суффиксов.

Для речи обследуемых детей характерны неосознанность и непроизвольность построения фразы, дети не дают развернутого ответа на вопрос взрослого, часто допускают посторонние суждения. Дети не умеют слушать товарища, невнимательны, неусидчивы. Уровень самоконтроля можно охарактеризовать как низкий.

Полученные результаты обследования речевых и неречевых функций у детей помогли убедиться в необходимости особых методов и приемов воздействия в условиях отсутствия специально организованных логопедических занятий с целью улучшения речевых возможностей детей, активизации их познавательной деятельности.

В данной работе с детьми я ставила следующие задачи:

•                     вызвать интерес к дидактическим играм;

•                     помочь понять значение отдельных трудных слов и

выражений;

•                     обеспечить обогащение словаря словами с переносным значением, синонимами и антонимами;

•                     учить осознанному подходу к построению фразы;

•                     пробуждать творческое воображение;

•                     формировать навыки работы в коллективе.

В основу моей работы в данном направлении была положена дидактическая игра как коллективная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи. Использовался разнообразный картинный материал с изображением предметов, в названиях которых есть отрабатываемые звуки. При подборе картинок к каждой игре учитывались, прежде всего, образовательные потребности детей, а также лексическая тема недели и исключались нарушенные, но не закрепляемые в данной игре звуки. Каждая игра имела свои условия, которые дети должны были соблюдать, например:

- придумать словосочетание со словом на закрепляемый звук («Шапка новая, теплая,…- игра «По кругу»);

- составить простое предложение («У кошки пушистая шубка» - игра «Предложения по цепочке»);

- придумать неожиданную и забавную связку между двумя картинками («Зачем белке лопата?» - игра «Антилогическое лото»);

- придумать причину, по которой два предмета едут вместе на поезде («Лампа едет с лошадью на поезде, потому что…» - игра «Поезд»);

- составить с заданными прилагательными всевозможные словосочетания (Что бывает синим? Шапка, шуба,… - игра «Что таким бывает?») и т.п.

 

Следует отметить, что все предложенные игры вызывали интерес и эмоциональный отклик у детей. В результате проведённой работы поставленные звуки в достаточной степени были закреплены в речевом материале, а у некоторых детей – и в активной речи. Обогатился словарь предметов, признаков, действий. Дети учились правильно строить простую и сложную фразу, их речь стала более раскрепощенной. Дети стали более внимательны, они успешно учились навыкам самоконтроля и уважительному, терпимому отношению к товарищам. Все это открывает положительные перспективы для дальнейшей работы с детьми по выбранной мною теме.

Автор Ивашова Лариса Григорьевна

Дата изменения информации: 22.11.2015 10:43