• Место нахождения

    г. Петрозаводск

    ул. Балтийская, д. 4

    (8142) 53 00 11
Новости
30.10.2018

Семинар "Приемный ребенок в школе"

Мероприятия прошло в рамках проекта "Семье - поддержку и развитие"
29.10.2018

Поездка в Кондопожский район

Состоялось последнее из выездных мероприятий в рамках проекта "Радуга Завета"
24.10.2018

Запись на ПМПК на ноябрь

25 октября откроется запись на психолого-медико-педагогическую комиссию на ноябрь

Архив новостей

Контакты

Место нахождения

г. Петрозаводск

ул. Балтийская, д. 4

(8142) 53 00 11


Связаться с разработчиком сайта
Поиск
Главная страница / Методические рекомендации / СТАТЬИ / Что делать, когда проблема закрывает небо над головой или руководство для обеспокоенных родителей

Что делать, когда проблема закрывает небо над головой или руководство для обеспокоенных родителей

Что делать, когда проблема закрывает небо над головой или руководство для обеспокоенных родителей
В жизни каждого родителя бывают времена, когда поведение ребенка вызывает большое беспокойство. Часто беспокойство становится особенно сильным тогда, когда о проблемах ребенка начинает говорить некий третий, внешний человек, как правило, представитель школы или врач или какой-нибудь другой взрослый. И вот начинается кошмар. 


Вы, как и всякий родитель, попав в эту ловушку, мечетесь в ней, словно в клетке, откуда нет выхода. То, о чем вы сами всегда подозревали, но не придавали большого значения, о чем в тайне надеялись, что это само собой пройдет - стало заметно окружающим людям. Выплеснулось из семьи. И теперь сомнений нет: у вас проблемный ребенок.

Как это случилось, что ваш малыш, любимый карапуз, такой милый в детстве, который так замечательно улыбался, был таким смешным - вдруг оказался проблемным? Этого ничего не предвещало в детстве. Как же так случилось? Как это произошло? Может быть, кто-то когда-то не дослушал ваших указаний, которые вы давали, оставляя его с кем-то другим? Может быть, это вредное влияние общества, испорченных одноклассников и опасной улицы? Но все это становится лишь слабым утешением на фоне чувства вины, которое вырастает на глазах, распускаясь огромным цветком в и без того измученной душе. Действительно, какая жизнь может ждать вашего ребенка, когда у него ТАКОЕ? Ясно, что будущее может быть только самое плачевное. Ни приличной работы ни нормальных отношений в жизни ему уже не видать. Какое там. . . похоже, что все погибло безвозвратно. Ведь что из такого вырастет?

Да-да, именно так подчас начинает работать наше сознание, встретившись с проблемой ребенка. Это становится уже не проблема ребенка, а общая, общесемейная, глобальная проблема. Механизм разбухания и разрастания проблемы ясен и логичен: с одной стороны, что-то не так сделал ребенок, но, с другой стороны, в ответе оказываются родители. Ведь кто виноват во всем том, что происходит с ребенком? Несомненно, родители. Не доглядели, не так воспитали и, вообще, не о ребенке думали. Как так можно воспитывать? А как «надо» воспитывать - при этом никто, надо заметить, объяснить не пытался. Но если родители виноваты - значит, и срочно менять сложившееся положение должны они. Исправляться. Осознать, обратить внимание, принять меры. Ответственность лежит полностью на родителях.

И вот, воспользовавшись всем этим, проблема начинает разрастаться, занимая все больше места в семье. Вот она уже не позволяет маме думать ни о чем другом. Она не дает ей возможности ни отвлечься, ни отдохнуть. Ведь какой отдых может быть, когда тут ТАКОЕ! Вот и папа начинает звонить с работы все чаще и чаще, показывая, что и в рабочее время может думать только об этом. Ну а сам ребенок сливается с проблемой в нечто единое. Перестают существовать в глазах других и его качества и способности, не имеющие отношения к проблеме, и поступки, стоящие в стороне от проблемы. Да и вообще замечается только то, что имеет к ней отношение. И всякое общение, времяпрепровождение тоже начинает полностью быть привязанным к проблеме. Разве можно замечать еще что-то, когда тут . . .

Проблема становится как бы огромным магнитом, притягивающим всех членов семьи. Однако давайте попробуем исследовать эффекты такой поглощенности проблемой. На борьбу мобилизуются все силы, а борьба подчас носит длительный, изнуряющий характер, что можно сравнить с длительной осадой. Однако где тогда можно получить силы для борьбы? Как можно отдохнуть, чтобы были силы выдержать до конца? Силы очень, крайне нужны, но где же их взять?

Кроме того, чтобы преодолеть препятствие, мы не можем опираться на больную ногу. Нам надо иметь твердую опору на здоровую. Которая выдержит, которая «такая, как надо». Иначе у нас нет опоры, а, значит, и преодолеть не получится. И мы двигаемся, обращая внимание прежде всего на нее, на здоровую часть, поскольку это наш единственный шанс. Как же мы можем опираться на «неправильное» в ребенке? Как мы можем прийти к изменениям? Ни родиться обратно ни изменить собственные «внутренности» никто из нас не в состоянии. «Вырезать», «удалить» «подпорченную часть» тоже не представляется возможным.

Еще очень, на мой взгляд, важный момент - это схлопывание всех отношений с ребенком до отношений с проблемой. Родитель начинает исключительно контролировать, следить, ругать и нападать. На кого? Кажется, на Проблему. А по-настоящему, на ребенка.

А ведь ребенок всегда больше, многогранней, разнообразней, чем та проблема, которая нас так нервирует. Мы же невольно начинает руководствоваться в своем поведении отношением к проблеме, а не отношением к ребенку. Что получается на выходе? Опустошенность, отчаяние и чувство вины у родителя. А у ребенка стойкое понимание того, какой он все-таки неуспешный, несуразный, то есть, в целом, плохой. А разве плохой человек может делать хорошие поступки? Ни-ког-да. Любой поступок человек может делать только из уверенности в том, что он не последний человек на этой земле и у него что-то может получиться. Других вариантов, к сожалению, нет.

Что же происходит с отношениями - они потихонечку тают, ребенок отдаляется, вам уже невозможно понять друг друга и становится не очень понятно, кого вы таким образом пытаетесь изничтожить: проблему или ребенка?

Только вдруг понимание того, что проблема и собственный ребенок не одно и то же позволяет нам вернуться на землю. Увидеть в нем, таком, какой он сейчас, именно того самого малыша, вызывающего бесконечную нежность и острое чувство благодарности судьбе. Появляется возможность разглядеть то сокровище, которым вас одарили. Сквозь вуаль проблемы угадать любимые черты. Тогда появляется возможность отделить одно от другого - ребенка от проблемы, которая сильно влияет на него и на вас. Отодвинув проблему чуть в сторону, нам удается заметить, что ребенок наш вовсе и не так плох. У него есть много того, чем стоит гордиться, что достойно уважения. А кто его таким воспитал - конечно родители. Слава Богу, ваши труды не прошли даром. Просто сейчас в жизнь ворвалась Проблема, а значит, мы будем все вместе пробовать ее решить, основываясь, как раз, на тех способностях, возможностях, которые у ребенка (да и у нас), к счастью есть. Используя то положительное, что есть в наших отношениях, поскольку наша поддержка друг для друга крайне важна.

Наша вера в то, что Проблемой не ограничивается жизнь, дает возможность пока еще маленькому человечку проникнуться уверенностью в то, что у него получится, потому что он очень достойный человек, способный и отважный. А такое удачное и редкое сочетание качеств поможет одолеть те Проблемы, которые невольно поджидают нас на нашем пути, высматривая нас из засады возле дороги. Длинной дороги. Дороги нашей жизни.

Подготовлено с использованием материалов http://www.center-uz.ru
 

 

Дата изменения информации: 04.08.2015 20:54