• Место нахождения

    г. Петрозаводск

    ул. Балтийская, д. 4

    (8142) 53 00 11
Контакты

Место нахождения

г. Петрозаводск

ул. Балтийская, д. 4

(8142) 53 00 11


Связаться с разработчиком сайта
Поиск

2012 июнь

 
Служба волонтёров

В большинстве стран мира 5 декабря празднуют Международный день добровольцев во имя экономического и социального развития. Второе название этого праздника – день волонтеров. Международный день добровольцев был учрежден по инициативе Генеральной Ассамблеи ООН в 1985 году. Этот день предназначается в благодарность всем людям, добровольно внесшим вклад в развитие экономики и социальных программ на территории многих государств. 
В мире ежегодно более 110 миллионов молодых людей принимают участие в различных волонтерских проектах и акциях.

Один из видов добровольческой деятельности - работа с детьми и молодежью (в детских домах, интернатах для детей с ограниченными возможностями, школах, детских садах и т.д.).

МОУ «Центр Психолого-Медико-Социального Сопровождения» ежегодно принимает активное участие в мероприятиях, посвященных работе волонтерской службы. Так, в декабре 2011 года сотрудники «Центра ПМСС» совместно со студентами 5 курса Карельской Государственной Педагогической Академии факультета дошкольной и социальной педагогики и психологии подготовили и показали сказку в отделении неврологии Городской детской больницы. 

Основная цель мероприятия: вызвать положительные эмоции у детей, находящихся на лечении. Кроме того, поскольку одним из направлений деятельности учителя-логопеда является пропаганда правильной речи - сказка имела логопедическую направленность. В роли героев сказки (котенка, щенка, мудрого жука и сказочной феи) выступили студенты. В основу сюжета сказки была положена задача научить говорить щенка и котенка.
Специалисты Центра ПМСС не первый раз посещают детей и будут продолжать свою работу.
 
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по постановке логопедического заключения учителями-логопедами


 

Петрозаводск
2012



Составители:

Черкасова Н.И., учитель-дефектолог, заместитель директора ГКОУ РК «Центр диагностики и консультирования; 
Бряткова А.В., учитель-логопед, ГКОУ РК «Центр диагностики и консультирования; 
Суровцева Н.В., учитель-логопед ГКОУ РК «Центр диагностики и консультирования; 
Королевская М.Ю., учитель-логопед МБОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения» г. Петрозаводск.

Консультант: Ершова О.А., зав. отделом коррекционной педагогики и специальной психологии ГАОУ РК ИПКРО

 

Пояснительная записка



В настоящее время одной из актуальных проблем логопедии является логопедическая диагностика. Логопеды-практики отмечают следующие сложности при формулировке логопедических заключений:

1. Логопедические заключения по-разному определяются и формулируются в различных регионах, муниципальных образованиях, населенных пунктах, учреждениях.
2. Имеются различия в подходах к формулировке логопедического заключения у Московской и Петербургской логопедических школ. 
3. Отмечается также несовпадение логопедических заключений и соответствующих классификаций нарушений речи с нормативными документами по комплектованию групп и классов для детей с нарушениями речи в образовательных учреждениях. 
4. В имеющихся методических рекомендациях используются вариативные формулировки логопедических заключений применительно к одному речевому без учета его структуры и природы (например, «Общее недоразвитие речи» и «Недостаточная сформированность средств языка»). Существует проблема формулировки логопедического заключения у детей с ОВЗ с задержанным и дефицитарным психическим развитием.
5. Отмечаются трудности формулировки логопедического диагноза школьникам первого и начала второго классов, т. к. термины «дисграфия» и «дислексия» относятся к нарушениям письма и чтения, а на данном этапе имеют место проблемы формирования процессов чтения и письма.

Логопедическая диагностика основывается на существующих в логопедии классификациях речевых нарушений: психолого-педагогической и клинико-педагогической; логопедическое заключение формулируется с учетом пересечения этих двух классификаций. При формулировке логопедического заключения целесообразно учитывать этапы обследования: от определения симптоматики речевых расстройств, выявления нарушенных компонентов к уточнению механизмов и структуры речевого дефекта.

Специалисты ГКОУ РК «Центр диагностики и консультирования» совместно с коллегами из других образовательных учреждений разработали рекомендации по формулированию логопедического заключения. Данные рекомендации предлагаются к использованию учителями-логопедами образовательных учреждений и психолого-медико-педагогических комиссий с целью единого подхода к постановке логопедических диагнозов на территории РК.


 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМУЛИРОВКЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАКЛЮЧЕНИЙ



Ранний возраст:

До 3 лет: Задержка речевого развития.
От 2 лет 8 месяцев до 3 лет: При наличии выраженных речевых нарушений можно использовать логопедические заключения, рекомендованные для дошкольного возраста (см. далее).

Дети с сохранным интеллектом
Дошкольный возраст:

В логопедическом заключении рекомендуется указать характер нарушений речи на основе:
1. Психолого-педагогической классификации: фонетическое нарушение речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи речи I, II, III, уровня, нерезко выраженное общее недоразвитие речи, лексико-грамматическое недоразвитие речи.
2. Клинико-педагогической классификации: дислалия, дизартрия или стертая дизартрия, ринолалия, расстройства голоса, моторная или сенсорная алалия, детская афазия, заикание (указать степень выраженности), тахилалия, брадилалия, полтерн. Примерные формулировки логопедических диагнозов: 
• Общее недоразвитие речи III уровня. Стертая дизартрия.
• Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Ринолалия.
• Общее недоразвитие II уровня. Заикание легкой степени выраженности.

Школьный возраст:

1 класс 1 полугодие – Трудности в овладении письмом и чтением.
1 класс второе полугодие – 2 класс 1 полугодие – Нарушения процессов формирования чтения и письма.

В диагнозе указываются:
1. Нарушения устной речи (если имеются)
2. Нарушения письменной речи (см. выше)

Примерные формулировки логопедических заключений:

• Общее недоразвитие речи III уровня. Трудности в овладении чтением и письмом;
• Нерезко выраженное ОНР. Нарушения процессов формирования чтения и письма. Со 2 класса 2 полугодия – Дисграфия, дислексия.

В диагнозе указываются:
1. Нарушения устной речи (если есть).
2. Нарушения письменной речи (дисграфия, дислексия, виды (по Р.И. Лалаевой)).
4 класс 2 полугодие – 
Если нет специфических нарушений письменной речи, но имеются ошибки, обусловленные неусвоением правил русского языка, то в диагнозе указывается– «дизорфография».

Дети с задержкой психического развития
Дошкольный возраст:

В логопедическом заключении указываются:

1. Недостаточная сформированность средств языка с преобладанием недоразвития смысловой стороны речи или несформированность всех средств языка.
2. При наличии клинических проявлений следует использовать клинико-педагогическую классификацию (дизартрия или стертая дизартрия, ринолалия, заикание).
Примерные формулировки логопедических заключений:
• Недостаточная сформированность средств языка с преобладанием недоразвития смысловой стороны речи. Стертая дизартрия.
• Несформированность всех средств языка. Дизартрия.

Школьный возраст:

В диагнозе указываются:

1. Нарушения устной речи, если имеются (см. дошкольники с ЗПР).
2. Нарушения письменной речи (см. школьники с нормой интеллекта: трудности в овладении чтением и письмом, нарушения процессов формирования чтения и письма, дисграфия, дислексия – виды).
Примерные формулировки логопедических заключений:
• Недостаточная сформированность средств языка с преобладанием недоразвития смысловой стороны речи. Дизартрия.
• Несформированность всех средств языка. Стертая дизартрия. Трудности в овладении письмом и чтением.


Дети с умственной отсталостью
Дошкольный возраст:

В диагнозе указываются:
1. Нарушения устной речи (Системное недоразвитие речи, указать степень: легкая, средняя, тяжелая).
2. Клинические проявления нарушений речи (если есть).
Примерные формулировки логопедических диагнозов:
Системное недоразвитие речи средней степени выраженности. Дизартрия. 

Школьный возраст:

В диагнозе указываются:
1. Нарушения устной речи (см. дошкольники с УО).
2. Нарушения письменной речи (см. школьники с нормой интеллекта).

Дети с билингвизмом
Дошкольный возраст:

Примерные формулировки:
Недостаточная сформированность средств русского языка у ребенка с билингвизмом.

Школьный возраст:

В диагнозе указываются:
1. Нарушения устной речи (см. дошкольников с билингвизмом).
2. Нарушения письменной речи: (трудности в овладении чтением и письмом, нарушение процесса формирования чтения и письма, нарушения чтения и письма, обусловленные билингвизмом).

Дети с нарушениями слуха 
Дошкольный возраст:

Примерные формулировки логопедических заключений: 
Недостаточная сформированность средств языка у ребенка с нарушением слуха.

Школьный возраст:

Примерные формулировки логопедических заключений:
• Недостаточная сформированность средств языка у ребенка с нарушением слуха. Трудности в овладении чтением и письмом.
• Недостаточная сформированность средств языка (если есть). Нарушения процессов формирования чтения и письма у ребенка с нарушением слуха.


 

Литература:



1. Дети – сироты: консультирование и диагностика развития (Под. Ред .Е.А. Стреблевой), Москва, 1996;
2. Дифференциальная диагностика речевых расстройств у детей дошкольного и школьного возраста. Методические рекомендации. С-Петербург. Издательство РГПУ им. Герцена, 1996;
3. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. Сборник методических рекомендаций. С-Петербург, 2000;
4. Р.И. Лалаева, Л.Б. Венедиктова. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Учебно-методическое пособие. С-Петербург, 2004;
5. Е.А. Логинова. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития. Учебное пособие / Под. Редакцией Л.С. Волковой, С-Петербург, 2004;
6. А.Б. Ястребова, Т.Б. Бессонова Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. Москва, 1996.

Дата изменения информации: 29.07.2015 16:13